Патент ПСН ИП индивидуальный предприниматель
ИП и самозанятые

ИП для фрилансера: моя история регистрации и переход на патент (ПСН)

Всем привет, меня зовут Анна Блок, и сегодня мы поговорим про ИП для фрилансеров. Давайте я по пунктам перечислю, что будет в этой статье, а вы уже сами решите, актуальная для вас эта статья или нет, НО в конце этой статьи будет крутая и важная информация, поэтому, если все-таки когда-нибудь ты захочешь зарегистрироваться в качестве ИП то все равно оставь себе в закладках этот сайт и потом ты сможешь легко найти эту статью, так как эта информация все равно тебе пригодится.

Итак, в начале будет рассказ о том, как мне отказали в регистрации ИП (и такое бывает). Потом я расскажу о том, как у меня всё-таки получилось это сделать. И после — расскажу про специальный налоговый режим, который выгоден всем фрилансерам — ПСН (патентная система налогообложения), поэтому если тебе интересно то продолжай читать.

Как мне отказали в регистрации ИП

Итак, в марте этого года я уволилась с должности frontend-разработчика. Работала удаленно и поэтому сейчас самое время, чтобы писать статьи, которые связаны с ИП. Это будет не единственная статья, далее я буду рассказывать про налоги, ведение своего дала, самозанятость, поэтому если у вас есть какие-то вопросы в этом направлении, то пишите их в комментариях. Эта статья будет полностью посвящена индивидуальным предпринимателям. Как я обещала, я начну свою историю с регистрации ИП.

Практически во всех статьях, которые можно нарыть в интернете говорится о том, что регистрация ИП это самое простое и легкое мероприятие. Достаточно всего лишь:

  • Заплатить госпошлину (на данный момент 800 руб)
  • Написать заявление
  • Отсканировать некоторые документы
  • И все… Далее вы просто ждете решение о регистрации ИП

Изучив все это, я принялась за составление заявления на регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя. Такое заявление вы можете найти тоже на просторах интернета. Например, на сайте ГосУслуг или самой ФСН (Федеральной Налоговой Службы). В принципе ничего сложного нет, но проблема может возникнуть в том, чтобы подобрать себе коды ОКВЭД. Эти коды позволят рассказать дистанционно налоговому сотруднику о том, какую деятельность вы будете вести в качестве предпринимателя. Но каждый год коды ОКВЭД меняются, поэтому велик шанс ошибиться с подбором цифр.

Но, как я и сказала, я изучила много статей в интернете и, как оказалось зря. После подачи заявление в налоговую и пришла через несколько дней (дата была заранее обозначена в налоговой) забирать свои документы я увидела, что мне отказано в регистрации ИП. Честно говоря, даже не знала, что такое бывает. Получается следующее: ты приходишь в налоговую инспекцию с намерением платить налоги, а тебе отказывают в регистрации ИП. В моём случае отказ в регистрации ИП произошел по 2 причинам:

  1. Использовала синюю ручку вместо черной (???) для составления заявления
  2. Использовала неверные коды ОКВЭД (мой косяк, да)

Поэтому, не смотря на то, что я перелопатила множество статей в интернете, мне это не помогло. Я, конечно могла обжаловать это решение, но лично не увидела в этом смысла, так как с кодами ОКВЭД я действительно ошиблась.

Вторая попытка регистрации ИП

Поэтому в следующий раз для регистрации ИП я воспользовалась услугами Банка Точка. Можно было бы подумать, что это реклама, но нет. Это личный опыт взаимодействия. Знаю, что другие банки тоже предоставляют такую услугу, но с условием создания расчетного счета именного того банка, который вы выбрали.

Почему именно Банк Точка? Так получилось, что когда я трудоустраивалась в офис (еще в 2015 году), там я довольно часто слышала о такой компании. Поэтому когда в определенный момент моей жизни стал вопрос о регистрации ИП, я сразу вспомнила об этом сервисе. Поняв, что самостоятельно проделывать те шаги, на пути к регистрации ИП снова я не готова, решила отдать это дело тем, кто уже давно этим занимается. Если вы зайдете к ним на сайт, то увидите, что вся информация посвящена именно предпринимателям. Поэтому мне хотелось взаимодействовать с теми, который нацелен конкретно на эту деятельность, учитывая, что у них узкая направленность работы я точно знала, что они помогут с моим вопросом.

На тот момент эта услуга стоила 2000 руб. Сейчас (с 1 апреля 2019) они оформляют ИП бесплатно. По документам необходимо предоставить тоже самое, но заявление заполняет сам менеджер. Он выслушал мою историю о том, какую деятельность предположительно буду вести и сами подобрали верные коды ОКВЭД. Мне это было актуально как никогда, так как снова делать ошибки в заявлении мне не хотелось.

Если вы уже точно решили для себя, что хотите делать ИП в этом банке, то можете оставить заявку. Регистрацией сейчас они занимаются бесплатно, поэтому в принципе вы ничего не теряете.

Какой налоговый режим выбрать?

Когда в самом начале при регистрации у вас встанет вопрос по выбору налогового режима, то вначале в любом случае стоит отдать предпочтение УСН 6%, так как это будет гораздо выгоднее, чем УСН 15%, который рассчитывается по формуле «доходы минус расходы». Скорее всего, вы — фрилансеры, а значит, расходов как таковых не намечается. Единственный расход, который возможен — это покупка ноутбука, но это нечто разовое, поэтому выгоды от УСН 15% в нашем случае не так много.

После того, как вы официально станете индивидуальным предпринимателем, я настоятельно рекомендую сразу переходить на ПСН (Патентная Система Налогообложения). Смысл этой налоговой системы в том, что вы платите фиксированную сумму за свою деятельность, но в зависимости от того на сколько месяцев вы пишете это заявление. Заявление на продление патента нужно подавать каждый год, т.к. вы не можете оформлять его более чем на 12 месяцев в каждом новом году. То есть если в случае с УСН у вас 100% будет эта система налогообложения, то с ПСН это работает несколько иначе. Патент регистрируется не более чем на 12 месяцев. Сделать это нужно не более чем за 10 рабочих дней до начала следующего месяца в налоговой инспекции по прописке.

Для налоговой календарный год рассчитывается с января по декабрь. То есть, условно говоря, если вы захотите перейти на ПСН с 1 июля, то вам не дадут патент с 1 июля 2019 года до 1 июля 2020 года. В вашем случае вам придётся указывать в заявлении, что вы хотите пользоваться патентом с 1 июля до 31 декабря = 6 месяцев.

В конце статьи я опубликую пример заполненного заявления и ссылку на этот пример.

Сумма уплаты за патент

Вы заранее можете узнать, какую конкретную сумму вы будете выплачивать по ПСН. Для этого необходимо перейти на сайт patent.nalog.ru, указать свой регион, период, количество месяцев и какую деятельность планируете осуществлять.

Пример заполнения патента ПСН ИП

Пример заполнения

Нужно учитывать, что по городам эта сумма может сильно разниться. Например, для жителей города Екатеринбург и для жителей иных городов Свердловской области разница на 2019 год составит примерно 5тыс руб.

Важно: заявление на ПСН вы должны отправлять по месту регистрации. Если вы находитесь в другом городе, то ФСН может принять ваше заявление, отправленное почтой России. Также стоит уточнить в каком именно ФСН выдают патент, потому что может получиться так, что регистрирующий город будет находиться в другом месте, но собирать данные о нескольких городах. Так я смогла выяснить, что отправлять заявление мне пришлось в другой город, что значительно сэкономила время для «гуляния» моего заявления.

Также налоговая рекомендует установить приложение для формирования таких заявлений, но я не пошла по этому пути, потому что установочник есть только для Windows системы.

Заявление на патент пишется в двух экземплярах. Его заполнение я доверила юристу, чтобы не ошибиться с данными и указанием закона о нулевой ставке. Приближается 2020 год и сейчас я отправила автоматическое заявление через сервис Elba. Эта функция у них появилась недавно, что очень удобно в применении и гораздо быстрее, чем оформлять все это самостоятельно.

Кто может работать по патенту?

Патентную Систему Налогообложения могут применять практически все виды деятельности, которые так или иначе связаны с фрилансом. Список видов деятельности вы тоже можете найти в интернете, все перечислять я не буду, но я становлюсь на некоторых пунктах, которые так или иначе связаны с фрилансом. Вот некоторые из них:

  1. Услуги фотоателье, фото и кинолаборатории. То есть получается, что по этому пункту вполне могут подходить фотографы.
  2. Оказание услуг(выполнение работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных(программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптация и модификация. То есть как раз таки все то, что касается веб-разработчиков и разработчиков мобильных приложений.
  3. Услуги по оформлению интерьера жилого помещения и услуги художественного оформления. То есть по этому пункту могут проходить дизайнеры и в данном случае дизайнеры интерьеров.

Если у вас возникнут какие-то сомнения (а их может быть много), то лучше проконсультироваться с юристом и узнать, проходит ли ваша деятельность по тому или иному признаку. Но, как правило, большинство интернет профессии так или иначе подпадают под ПСН.

Образец заполнения заявления на патента

Как я обещала, в конце статьи мы рассмотрим заявление от и до. Посмотреть весь шаблон можно тут.

Важно: уточняйте у налоговой форму этого заявления, так как они тоже постоянно меняются, как и коды ОКВЭД.

Пройдемся по заявлению

Вначале все просто: указываете ФИО, ОГРНИП, данные об официальном месте жительства (указано в паспорте). Далее вы можете устанавливать прочерки, если не все ячейки должны быть заполнены.

Далее, что еще необходимо? В моем случае я пыталась сделать так, чтобы мне выдали патент с мая, соответственно я писала 1.05.2019. Рядом я указала месяц, насколько этот патент выдается (расчет идет до декабря, поэтому у меня получилось число 8). Заявление будет составлено на 3 страницах, это стандартно (для фрилансеров), указала дату самого заявления (помните, что заявление вы должны отправлять за 10 рабочих дней, чтобы налоговая успела вас зарегистрировать).

На второй странице я указывала ту деятельность, которая, так или иначе, связана с ПСН, в моем случае это услуги по обучению населения на курсах и репетиторство.

Далее обратите внимание, что внизу вам нужно указать число 0, то есть «ИП применяет налоговую ставку 0% установленную..» и далее вы указываете закон, по которому вы хотите идти по нулевой ставке. Но так как у вас, скорее всего, при чтении этой статьи будет какой-то другой регион, то уточняйте этот момент у юриста.
На третьей странице информация дублируется с той, которая у вас была на первой странице.

Пишите свои вопросы с комментариях, постараюсь на них ответить!

Смотреть видео:

Не забывай задавать свои вопросы по вёрстке или фронтенд разработке у профессионалов на FrontendHelp в режиме онлайн.

Предыдущий пост

Как стать программистом за месяц?

Следующий пост

Почему выгодно становиться ИП на патенте в начале года?

Комментарии

  • Серж

    Зачем регистрировать ИП для работы фрилансером? Там очень большие отчисления ФСС за себя, именно поэтому люди не регистрируют никакие ИП, когда им не нужно нанимать работников. Проще оформлять договор гражданско-правового характера, если работодатель хочет официально оформить сотрудничество и получить гарантию выполнения работ.

    Reply to Серж
    • Сергей

      Серж, при оформлении договора гражданско-правового характера (ГПХ) надо соблюдать некоторые нюансы, иначе налоговая легко может переквалифицировать договор ГПХ в трудовой договор со всеми вытекающими отсюда неприятными последствиями. Примеров этому явлению довольно много.

      Чтобы обезопасить себя , в частности, в договоре ГПХ надо явно указать, что работодатель нанимает вас на выполнение одной конкретной работы, а не на длительный период.
      На каждую новую работу — новый договор ГПХ с явно оговоренными в нем датами начала и конца его действия.

      Кроме того, в договоре ГПХ надо указать, что работодатель:
      1. Не предоставляет вам в своем офисе рабочее место
      2. Не предоставляет технику (ноутбук и т.д.), программное обеспечение и т.д
      3. Не устанавливает вам режим рабочего дня, и все налоги сборы (кроме налога на доход) вы оплачиваете в бюджет самостоятельно

      То есть, в договоре ГПХ дожно быть указано, что местом выполнения работы является ваш адрес, для выполнения работы вы используете свою технику, программное обеспечение и т.д.
      Пункт 3 — о режиме рабочего дня прописывается именно в той формулировке, которую я привел выше.

      Удачи.

      Это необходимый минимум.

      Reply to Сергей
  • Евгений

    Поздравляю, Анна =) как теперь живется в статусе ИП? заказчиков как ищешь? Я сам такой 2 года и 3 месяца,но заказчик у меня по сути 1 и он же налоги за меня платит

    Reply to Евгений

Добавить комментарий для Серж Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *